Опубликовано 24 июля 2025 г.
Финансовые трудности Tesla стали особенно заметны во втором квартале 2025 года. Компания отчиталась о двузначном снижении ключевых финансовых показателей, что стало продолжением негативного тренда после рекордного сокращения продаж автомобилей. Скорректированная чистая прибыль, которая традиционно является важнейшим ориентиром для Уолл-стрит, уменьшилась до 1,4 миллиарда долларов — на 419 миллионов меньше, чем год назад. Это снижение на 23 % оказалось ещё глубже, чем падение выручки от продаж, составившее 13,5 %.
Основной удар пришёлся на автомобильное направление, на котором Tesla исторически строила свой бизнес. Продажи автомобилей снизились на 16 %, общая выручка компании — на 12 %. Эти результаты оказались слабее рыночных ожиданий, что сигнализирует о снижении покупательской способности или потерянной готовности платить высокую цену за продукцию бренда. Выручка в расчёте на один проданный автомобиль сократилась на 500 долларов, составив 42 231 доллар. Особенно резко просели продажи премиальных моделей, включая Cybertruck — минус 52 % по сравнению с прошлым годом. Даже более доступные Model Y и Model 3 показали снижение на 12 %.
Среди факторов, повлиявших на падение интереса к продукции Tesla, аналитики отмечают усилившуюся конкуренцию со стороны китайских автопроизводителей, таких как BYD, а также имиджевые риски, связанные с публичной активностью гендиректора Илона Маска. При этом даже на растущих рынках электромобилей, где спрос стабильно повышается, доля Tesla снижается. Вполне возможно, что в ближайшем будущем компания утратит лидерство на мировом рынке EV, уступив его китайским производителям.
Одной из структурных угроз для бизнеса Tesla может стать прекращение действия американских налоговых льгот на покупку электромобилей. Уже в октябре текущего года американские потребители потеряют право на федеральный кредит в размере 7 500 долларов, что может резко снизить спрос и вынудить компанию агрессивно корректировать ценовую политику — за счёт маржи. Учитывая, что почти половина продаж приходится на США, это станет серьёзным вызовом для удержания текущих объёмов. Дополнительным ударом может стать сворачивание рынка нормативных кредитов, которые с 2019 года обеспечили Tesla более 11 миллиардов долларов дохода. Благодаря экологическим требованиям автопроизводители, не соответствующие нормам по выбросам, выкупали у Tesla «зеленые» кредиты, что поддерживало её прибыль. Однако в июле вступил в силу законопроект, отменяющий санкции за нарушение этих стандартов, что ставит под угрозу важный источник поступлений. Илон Маск, выступая перед инвесторами после публикации отчета, не стал подробно останавливаться на снижении финансовых показателей. Он лишь предположил, что компанию могут ожидать «трудные кварталы», но выразил уверенность в том, что уже к середине 2026 года Tesla вновь станет финансово устойчивой. Вместо обсуждения краткосрочных проблем он сосредоточился на стратегических проектах — прежде всего, развитии сервиса роботакси и гуманоидного робота Optimus.
Несмотря на амбициозные заявления, реализация планов Tesla пока остаётся ограниченной. Обещанный роботакси-сервис запущен в Остине, штат Техас, в экспериментальном режиме и доступен лишь для ограниченного круга пользователей. Автомобили работают с резервным водителем в салоне, а масштабная коммерциализация может занять годы. В то же время конкуренты, такие как Waymo от Alphabet, уже демонстрируют высокие объёмы операций — более 250 тысяч платных поездок в неделю в нескольких крупных городах США. Таким образом, Tesla находится на перекрёстке: с одной стороны — усиливающееся давление со стороны конкурентов и структурные изменения в отрасли, с другой — ставка на долгосрочные инновации, которые ещё не приносят ощутимой прибыли.