Опубликовано 3 декабря 2025 г.
Композитный индекс S&P Global, отражающий совокупную деловую активность в российском частном секторе, в ноябре 2025 года составил 50,1 пункта. Показатель практически совпал с октябрьским значением 50,2, что указывает на продолжающуюся стагнацию экономики: заметный подъем в сфере услуг почти полностью был нивелирован более выраженным спадом в обрабатывающей промышленности.
После пяти месяцев сокращения общий объем новых заказов наконец стабилизировался. Этому способствовало восстановление спроса в секторе услуг, где регистрация новых заказов вновь начала расти. На фоне улучшения рыночной ситуации уровень занятости в частном секторе также увеличился: производственные предприятия вернулись к созданию рабочих мест, а компании сферы услуг продолжили принимать сотрудников.
Темпы роста операционных затрат и цен реализации замедлились, оставаясь ниже средних исторических значений. Инфляционное давление в промышленности усилилось, тогда как в секторе услуг заметно ослабло. Несмотря на общую осторожность компаний, и производители, и поставщики услуг продемонстрировали улучшение ожиданий относительно объемов производства в следующем году.
Более детальная статистика по сфере услуг подтверждает умеренный подъем. Индекс S&P Global Russia Services PMI поднялся в ноябре до 52,2 пункта после 51,7 в октябре, зафиксировав рост второй месяц подряд и достигнув максимума с мая. Увеличение деловой активности было связано с продолжающимся расширением объемов производства и восстановлением спроса: количество новых заказов вновь выросло.
На фоне увеличения заказов компании расширили штат, хотя темпы найма снизились до минимума за последние четыре месяца и оставались весьма скромными. Производственные издержки в секторе услуг продолжили расти под влиянием повышения зарплат и удорожания поставок, однако темпы роста оставались ниже долгосрочных ориентиров. Цены на продукцию также повышались медленнее обычного, хотя бизнес всё же частично перекладывал растущие затраты на клиентов.
Деловой климат в сфере услуг в ноябре улучшился по сравнению с октябрьским минимумом почти за три года. Компании связывали более позитивные ожидания с планами вывода новых продуктов и возможностью привлечения дополнительной клиентской базы. Тем не менее, несмотря на небольшое оживление, общий настрой оставался исторически сдержанным.