Бюджет-2025: дефицит растёт, доходы падают, заимствования — вверх

Опубликовано 29 сентября 2025 г.

...

В Государственную Думу внесён законопроект, предлагающий существенно пересмотреть параметры федерального бюджета на 2025 год. Согласно документу, опубликованному в официальной базе нижней палаты парламента, дефицит увеличится с 1,7% ВВП до 2,6% ВВП — до 5,737 трлн рублей. Это уже третья по счёту корректировка: изначально на 2025 год планировался дефицит в 1,173 трлн рублей (0,5% ВВП), а весной его увеличили до 3,792 трлн рублей.

Основной драйвер роста дефицита — резкое снижение прогнозных доходов: с 38,506 трлн до 36,562 трлн рублей, то есть на 1,944 трлн. В структуре доходов усиливается зависимость от нефтегазового сектора. Ожидаемые поступления от него составят 8,654 трлн рублей (4% ВВП), что на 336,5 млрд превышает предыдущий прогноз. Однако внутри этой категории наблюдается парадокс: базовые нефтегазовые доходы оказались ниже ожиданий на 189 млрд рублей, а дополнительные — те, что формируются сверх нефтяного порога, — составят лишь около 78,3 млрд рублей.

В то же время ненефтегазовые доходы снизились на 2,281 трлн рублей и теперь оцениваются в 27,908 трлн рублей (12,8% ВВП). Наибольшее падение пришлось на НДС — минус 1,187 трлн рублей, до 14,519 трлн. Причины — замедление экономики, рост доли льготируемого потребления, сокращение импорта и изменение валютного курса. Также значительно снизились поступления по налогу на прибыль (–171,7 млрд), НДФЛ (–83,5 млрд), утильсбору (–439,9 млрд), а также по ряду акцизов, включая акцизы на жидкую сталь и газ по проекту «Голубой поток».

При этом общий объём расходов сохраняется на уровне 42,3 трлн рублей (19,5% ВВП). Изменения касаются лишь структуры трат: например, на льготную ипотеку дополнительно выделят 234,9 млрд рублей, тогда как субсидии производителям колёсной техники и сельхозмашин сократятся на 276,7 млрд рублей. Таким образом, правительство перераспределяет имеющиеся средства, не увеличивая общий объём трат.

Ненефтегазовый дефицит — ключевой индикатор фискальной устойчивости — вырастет до 14,390 трлн рублей (6,6% ВВП), что на 2,281 трлн рублей больше предыдущего прогноза. Для покрытия растущего дефицита планируется активнее использовать внутренние заимствования. Объём размещения облигаций федерального займа (ОФЗ) увеличится с 4,781 трлн до 6,981 трлн рублей. При неизменном объёме погашений (1,416 трлн рублей) чистое привлечение средств вырастет с 3,365 трлн до 5,565 трлн рублей.

Общий объём государственного долга в 2025 году, согласно новым параметрам, достигнет 38,553 трлн рублей — на 2 трлн больше предыдущего прогноза. При этом роль Фонда национального благосостояния (ФНБ) в финансировании бюджетного дефицита резко снижается: вместо 447 млрд рублей, заложенных весной, из ФНБ будет использовано лишь около 600 млн — тот объём, который изначально предусматривался до первых корректировок. Парадоксальным следствием пересмотра параметров стало увеличение остатка ФНБ на конец 2025 года — он вырастет на 879,8 млрд рублей и составит 13,637 трлн рублей (6,3% ВВП). Такой рост обусловлен пересмотром в сторону повышения прогноза по нефтегазовым доходам, несмотря на общее снижение налоговых поступлений от реального сектора экономики. Таким образом, бюджет становится всё более зависимым от сырьевого сектора, тогда как ненефтегазовая база продолжает сокращаться под давлением замедления экономической активности и структурных изменений в налогообложении.